ОСАГО: время турбулентности

ОСАГО время турбулентности Inguro Journal

Система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) столкнулась с целым рядом проблем. На рынке практически нет игроков, которых бы все устраивало.

Поэтому в ближайшее время систему ждут серьезные изменения. Возможно, при ремонте автомобилей по ОСАГО разрешат использовать бывшие в употреблении запчасти. Стоимость полисов предлагают понизить для тех машин, на которых ездят очень редко. А отказников, не оформляющих страховку, уже в этом году начнут выявлять с помощью камер. При этом штрафы для них могут повысить с 800 до пяти тысяч рублей.

Больше всего, по оценкам экспертов, на рынок ОСАГО повлияла ситуация с запчастями. По данным Российского союза автостраховщиков, для иномарок они подорожали на 30-50 процентов, для отечественных машин — на 20. В результате страховое возмещение не покрывает расходов на ремонт.

Из-за увеличения его стоимости выросли страховые выплаты. Если в 2021 году их средний размер по стране составлял 71 тысячу рублей, то в конце 2022-го — уже 91 тысячу. В СЗФО самые большие суммы в прошлом году выплачивали в Ленобласти, Заполярье и Петербурге, меньше всего – получали водители Ненецкого округа.

— Однако беспокоят не только цены на запчасти, но и перебои с их поставками, — отметил президент РСА Евгений Уфимцев на совещании по проблемам ОСАГО. — Несколько лет назад мы взяли курс на то, чтобы застрахованные получали не деньги, а восстановленный автомобиль – во избежание мошенничества. Правда, доля такого возмещения в 2021 году составила всего 12 процентов, но это был верный путь. Однако теперь по нему идти очень сложно. Срок ремонта составляет 30 дней — за это время нужно найти запчасти и восстановить автомобиль, иначе заработают драконовские штрафные санкции. В итоге страховщики выплачивают возмещение только деньгами.

При этом большинство автомобилей в России старше десяти лет, и к ним попросту нет новых деталей. Поэтому специалисты предложили разрешить ремонт по страховке подержанными запчастями. Сейчас ограничения на их использование заложены в законе об ОСАГО.

Сторонники легализации «вторички» приводят и такой довод: любая новая машина после года езды полностью состоит из б/у запчастей. Но многое зависит от того, о какой детали идет речь.

— Если это важная запчасть, то, конечно, надо брать новую, даже если она обойдется дороже, — считает архангельский автовладелец Александр Петров. — Например, все, что касается тормозной системы, должно быть новым. А если это «бэушные» колеса, то с проверкой можно их и взять.

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, к использованию восстановленных запчастей в системе ОСАГО надо подходить только после оценки всех рисков. И прежде всего необходимо внести изменения в технический регламент по эксплуатации транспортных средств.

— Туда надо будет вписать целый раздел — от утилизации до требований к предприятиям. Не может же какой-то гаражный сервис восстанавливать рулевую рейку. Кроме того, у нас вообще никак не регулируется рынок разборки автомобилей. Иначе мы даже не будем знать, откуда взялась та или иная б/у запчасть, — обозначил проблему эксперт.

По словам представителя Минпромторга РФ Альберта Каримова, ситуацию исправит наращивание собственного производства автокомпонентов. В этом должны помочь меры господдержки — от стимулирования реинжиниринга до льготного кредитования инвестпроектов. Пока идет наладка и перезапуск производственных площадок, выручают поставки вторичных запчастей и параллельный импорт.

Что касается стоимости полиса ОСАГО, то в 2022 году, по данным Центробанка, она увеличилась на 17 процентов.

— Но при этом для опытных безаварийных водителей рост составил всего восемь процентов, — подчеркнул и. о. директора департамента страхового рынка ЦБ Илья Смирнов. — Нельзя возвращаться в девяностые, страховка необходима.

Антон Шапарин привел другие данные: он сам тоже ездит без аварий, но полис для него за год подорожал на 30 процентов.

— Средняя российская машина — 14-летняя «Лада». Она стоит 200 тысяч рублей, а ОСАГО на нее — 20 тысяч. Будет автомобилист покупать такой полис? Нет, конечно. Опросы показывают, что автомобилистов, готовых отказаться от ОСАГО, становится все больше. Мы подходим к точке невозврата, — полагает вице-президент НАС.

Однако ездить без полиса скоро станет затруднительно. До конца года заработает система проверки наличия ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации. Для этого МВД и страховщики согласовали базы данных.

inguro
Добавить комментарий